11.06.2017
Художественный фильм «28 панфиловцев»
следил за фильмом с самого начала его создания.
а т.к. фильм начали "раскручивать" и собирать на него деньги на известном ресурсе, то я был в курсе всего . тем более, что создатель, Андрей Шальопа, регулярно рассказывал всякое интересное. что в процессе подготовки, что в процессе съёмок, что в процессе продвижения.
я даже завёл у нас на сайте соотв.топик. где помещал новости о фильме. при выходе фильма в прокат -- немедленно посетил. моё первое впечатление из топика. потом дождался, когда фильм выложат в Сеть, и пересмотрел. наделал скриншотов. вот, пишу обзор .
...начальная заставка от игры "War Thunder" какбэ намекает . поясню мысль. вот, была целая серия роликов про войну, рекламирующая оную игру. н-р:
ролики классные, спору нет... но опасение того, что "Панфиловцы" тоже могут свестись к рекламе "танчиков", у меня, скажу честно, было... ладно, смотрим дальше.
итак. подмосковное село, церквушка с покосившимся крестом...
в селе квартируют наши. полным ходом идёт подготовка к грядущему бою. офицер в будённовке, в исполнении самогО Шальопы, инструктирует бойцов, как надо правильно жечь вражеские танки:
тут проявляется остряк №1, боец красноармеец Москаленко (в исполнении Устюгова, известного нам по сериалу "Ментовские войны" ):
--...добрый пулемёт. только им нужно воевать где-то так... возле парикмахерской. |
Москаленко показан этаким "крепким хозяйственником" типичным ушлым хохлом, но городским. с одной стороны, что-то достать, раздобыть, организовать бойцов -- это прям его... с другой стороны, много острит, речь правильная, начитанный. бывалый боец.
...проходит совещание командиров. комбат ставит боевую задачу. о соотношении сил и о самОй боевой задаче говорит, как я понимаю, взводный Момуш-Улы:
--...у нас против трёх полков -- четыре роты. задержать -- задача, конечно, понятная... только знать бы, насколько... |
плюс у них там имеется приданная противотанковая артиллерия, две "сорокопятки". поэтому на совещании присутствует молчаливый младший лейтенант-артиллерист, "по-чёрному".
...выдвигаются на позиции. играет щемящая мелодия на трубе, с вступающими чуть позже ударными.
это, я бы сказал, была 1-я "презентация" композитора фильма. круто. музыка там и дальше будет очень, очень классная...
-- единственная женщина в кадре. постояли... взял тормозок... да и побежал, свою колонну догонять. а она -- стоит и молча глядит вслед...
...комбат перед строем произносит речь. речь -- пафосная, ранее звучавшая в трейлерах:
--...сегодня за нами не только Москва, не только наша необъятная Родина... сегодня, затаив дыхание, на нас смотрит весь мир... |
-- правильная речь, я считаю. именно так надо давать "накачку" своим бойцам перед боем.
тут же, так же засвеченный в трейлерах, диалог с офицерами роты:
--...так точно, товарищ комбат. насмерть стоять будем.
-- мне насмерть не надо, мне надо намертво. |
...бойцы закапываются в землю, тянут связь. готовят запасные себе и фальшивые арт. позиции -- для немецкой авиа-разведки:
"бытовой" юмор такого уровня:
-- с обедом-то что?
-- обед -- по меню.
-- чего он сказал?
-- помнит, говорит... |
шутки перемежаются серьёзным. во время обустройства окопов ведут разговоры "за жизнь". политрук Клочков:
-- ...тут она в неравном положении. мы же её предать можем, а она нас -- нет.
-- а она почему нет?
-- да потому что это просто земля. больше ничего.
...
-- Родина -- это земля, где живут. а Отечество -- то, как живут. |
NB. вот тут -- не отнять. имею ввиду диалоги. ещё сам Шальопа говорил, что он, как сценарист, специализируется на диалогах. диалоги в фильме -- да, смачные. местами -- пафос, местами -- корявенький, незамысловатый юмор... но -- органично всё. |
...наступает момент, когда зрителю впервые демонстрируют звук. боец Шадрин стреляет из винтовки СВТ по вражескому самолёту-разведчику. хе-хе, звукАн получился что надо! "серьёзная заявка на победу" . когда смотрел этот момент в кинотеатре, аж радостно заколдобился . знатно шандарахнуло, да. а уж что будет, когда на экране пойдут танки...
...вот, первое явное, крупным планом, появление врага. момент сделан очень мощно. при луне, в клубах дыма и свете фар -- выползает лязгающий железный Зверь:
-- это враг выдвигается на исходную. звучит тревожная музыка... эта музыкальная "тема врага" узнаваемо будет потом звучать регулярно.
NB. помнишь, у Шостаковича в "Ленинградской симфонии" тоже несколько раз звучит тема врага? только там враг другой, как бы "победно" марширующий по нашей земле. здесь же нет, здесь -- тревожно. здесь враг с лязгом вылезает из тьмы на своих железных гусеницах... угрожающе надвигается... готовится к смертельному прыжку... |
вражеский артналёт на рассвете:
вражеские гаубицы разбивают в клочья ранее разведанную фальшивую артиллерийскую позицию:
-- эту ж землю не вспахать будет. её теперь только в мартен.
-- о, придумал... и вспашем, и засеем. было б кому... |
...враг пошёл в атаку. двинулись танки с пехотой:
в ответ ударили наши гаубицы. полковая, как я понимаю, артиллерия:
горят... горят!
политрук Клочков:
в ответ немцы пустили "стервятников", пикирующие бомбардировщики Ju-87, на подавление артиллерии. и поэтому артиллерия снимается и уходит из-под удара, в тыл... а на позиции роты остались только две "сорокопятки":
танки подошли близко, открыли огонь по нашим позициям. наши -- при помощи ПТРов и 45-ок подбили несколько танков:
немцы начали отходить. в ходе этой атаки ранило ротного. теперь за старшего -- политрук Клочков.
артиллеристам-"сорокопятчикам" тоже досталось:
забавная жизненная деталь про артиллеристов: перед вражеским арт.налётом боец-наводчик каждый раз снимает с пушки прицел-"панораму", тщательно заворачивает в чистую тряпку и аккуратно прячет за пазуху .
лирическое отступление:
я почему так подробно рассказываю про бой? дело в том, что ещё сам Шальопа, когда говорил о грядущем фильме, упоминал, что это будет фильм именно бое. о том, как враг наступал многократно превосходящими силами, а наши -- отражали атаки. как грамотно, без истерик и понуканий кровожадными комиссарами и злобными заград.отрядами, наши бойцы грамотно выполняли свою ратную работу.
т.е., как я понимаю, особый упор в фильме сделан именно на логичность и реалистичность происходящего. бойцы действуют грамотно, слаженно. качественно выполняют боевую задачу. и следить за этим -- интересно. и в то же время враг сознательно показан обезличенно, схематически.
с одной стороны, есть опасность воспринять происходящее, как будто смотришь через плечо за ходом некоей компьютерной игры (см. выше про мои сомнения про "танчики" )... но нет, эффект погружения и сопереживания -- присутствует в полный рост.
но, повторюсь, и логичность происходящего на экране -- тоже радует. |
так что, продолжаем наш виртуальный репортаж с места боя :
-- докладывает политрук Клочков... 1-я атака противника успешно отбита... вывели из строя 4 танка и до взвода пехоты.
-- потери есть?
-- все живы. 6 раненых отправили в санчасть... |
перед 2-й атакой -- снова вражеская артподготовка. снова гвоздЯт:
монолог сержанта Добробабина про "правильный настрой" и "...и никто не геройствует. спокойно жгём танки":
-- тот самый фрагмент, который был показан потенциальным зрителям ещё в самом начале и который так зацепил их, потенциальных тогда ещё, зрителей .
первые серьёзные потери. убитые и раненые. у артиллеристов разбило одну пушку. повредило связь с батальоном.
-- докладывает политрук Клочков. в 4-й роте большие потери... в строю осталось 28 бойцов. одна пушка, 2 ПТРД, пулемёт, автоматы, винтовки... |
и снова пошли танки... мотивационная речь Клочкова:
-- ну так уж сложилось, братцы, что выбор у нас невелик. хотя, казалось бы, и Родина -- необъятна, и умереть за неё мы готовы... но отступать нам нынче оказалось некуда, и помереть нельзя. покуда немца не остановим. потому как такой выпал нам рубеж... дальше -- всё... дальше -- Москва. |
не знаю, кому как, а по мне -- очень сильное место фильма...
эта атака -- ближний бой. бойцы готовят гранаты, бутылки с зажигательной смесью.
-- славно, что я не танкист. верная смерть... |
танки подходят совсем близко, начинают утюжить окоп:
потери, потери...
...боеприпасы на исходе. немецкие пехотинцы подходят вплотную к нашей траншее... сейчас будет рукопашная...
долгая, томительная пауза, сердце бьётся как бешеное... даааа, мощно авторы выдержали момент .
конец фильма.
что понравилось. как говорил выше, логичность и естественность происходящего на экране. звук и "картинка" -- зашибись:
виды природы, виды боя, ракурсы -- оч.хорошо. а, по звуку есть одна претензия: некоторые диалоги неразборчивы. ХЗ, бага это или фича...
люди. про чрезмерное НМВ кол-во "остряков" я уже ранее говорил. мне кажется, этот момент несколько не сбалансирован. хватило бы Добробабина с Москаленко .
офицеры. комбат -- выступил с мощной мотивационной речью, всё остальное время -- в штабе, на телефоне, контролирует бой всего батальона.
ротный -- был ранен во время 1-й же вражеской атаки, отправлен в тыл. толком и не покомандовал...
основное, конечно -- это политрук роты Клочков. Клочков показан очень классно. нет, не штампованный "пропагандон", а живой человек. ведёт "работу по специальности" и в то же время -- не чурается ни окоп копать, ни гранаты собственноручно бросать .
да, есть ещё немногословный младшОй лейтёха-артиллерист. тоже понравился персонаж. артиллеристы-"сорокопятчики" там вообще показаны "анонимно". немногословные (а в пехоте при этом, напомню, каждый первый -- остряк ), сосредоточенные... только лишь слышны отрывистые команды "привести позицию в порядок!", "к орудию!", "снаряд!"
а ведь противотанковая артиллерия в ВОВ -- это караул просто... просто посмотри и сравни размеры и бронирование танка и той "сорокопятки"... а теперь представь, каково было вести между ними огневую "дуэль". "бОги войны" -- это про них .
бойцы:
все -- очень симпатичны лично мне. Москаленко, Добробабин (помним при этом его реальную историю!), Шадрин, Шемякин... но особо, конечно, понравился пулемётчик Даня:
-- ну что, проголодался, хищник? потерпи, сейчас спущу тебя с привязи... |
-- которого, как оказалось, изобразил режиссёр фильма Ким Дружинин . Даня тоже оказался остряк, да и по сюжету там Даня мощно выступил .
а вот как сам Андрей Шальопа изобразил лейтенанта-инструктора, мне не понравилось. голос и манера речи -- не-а, не соответствуют персонажу, НМВ.
техника (см. выше, опасения про "танчики" ). да, техника и её работа -- показано со вкусом:
крупные планы:
-- хоть любую картинку сразу на рабочий стол кладИ!
NB!!! блин, написал ещё много всякого, но опять сработало ограничение на размер статьи, и часть текста похерилась . такшта придётся быренько закруглять тему... |
итак, теперь -- что не понравилось. 1-е и оно же главное. нет советского. только "Россия" и "русские". в уста одного из героев вложены слова, что, дескать, казахи -- они тоже русские. вот реально, считаю, что это нечестно.
обычно выдвигается такой контр-аргумент: "а в классических советских фильмах, типа "Они сражались за Родину" -- тоже не упоминаются ни Советский Союз, ни советские люди!" прошу прощения, но это вовсе не аргумент. потому что есть такое понятие, как контекст. кино "Они сражались за Родину" снималось в советском контексте, советскими людьми для советских людей, про Великую Отечественную войну советского народа! "контекст советскости" там подразумевался автоматически!
а сейчас у нас -- совершенно другой контекст. антисоветский, фактически. сейчас у нас время, когда всякая "советскость" в нашей истории -- старательно игнорируется, а ещё недавно -- и вовсе оплёвывалась. я твёрдо убеждён, что сейчас, когда идёт речь об исторических событиях соотв.периода, "советскость" должна проговариваться явно. потому как это -- события советского периода, советского народа, всех 15-ти союзных республик, а не только русских. иначе будет, повторюсь, просто нечестно.
и что особо расстроило, так это поменявшяся в процессе риторика автора. если в начале он в интервью говорил, что фильм -- о том, как советские бойцы защищают от фашистов свою столицу; то после выхода фильма Шальопа стал говорить, что фильм -- о том, как русские побеждают врага. и это, дескать, такая принципиальная у него позиция. очень он меня этим расстроил .
и в этой связи претензию некоторых: "а мы, вообще-то, сдавали деньги на несколько иное кино!" -- считаю вполне обоснованной.
...не знаю, "в минусА" это или куда... в фильме имеется куча приколов "для своих". для тех, кто в курсе. нацеленных на подготовленного зрителя, тысызыть. н-р, надо знать, политрук Клочков и Диев -- один и тот же человек, и почему.
что "горбачИ" -- это наши штурмовики Ил-2. и что в первых модификациях у них действительно не было стрелкА для задней полусферы, и порой сзади в фонарь вставляли дрын, чтобы отпугнуть вражеских "мессеров", заходящих в хвост. мы-то об этом знаем потому, что в детстве смотрели худ.фильм "Особо важное задание", где про это рассказывалось .
что в Сети и прочих местах в своё время проходила мощная "рубка" по поводу сакрального числа "28", вынесенного в название фильма. и как Шальопа парировал. иначе, рассказанная в фильме история про "семь самураев" / "великолепную семёрку" / "300 спартанцев" -- выглядит там просто неуместной. когда как на самом деле оно -- фак кукиш подкол в адрес хулителей .
в фильме так же присутствуют некие штрихи, вносящие нужные правильные доп.акценты и вызывающие доп.симпатию к авторам. н-р, вся линия артиллеристов-противотанкистов. как известно по "каноничной истории", никаких артиллеристов там не было. но авторы ввели их в сюжет, чтобы, как я понимаю, показать что это такое -- работа противотанковой артиллерии. молодцы, я считаю. а про эпизод с "панорамой" я выше писал.
так же понравились статичные деревенские старики а-ля "давно здесь сидим" из "Белого солнца пустыни". один я увидел эту параллель? клёвая находка, так считаю .
вот такие вот, в целом, впечатления. уж и не знаю, испортила ли та "идеологическая ложка дёгтя" всю бочку мёда...
Теги: кино, обзор, "28 панфиловцев", фильмы
Количество показов: 21043
Автор:
_0wl
Количество голосов:
4
Рейтинг:
3.38
Возврат к списку
|
|